Люди должны смеяться не над Скарамушем, а вместе с ним.
Собственно оно)Традиционная конфуцианская система обучения сводилась к заучиванию наизусть огромного количества иероглифов, требовала хорошо знать классические сочинения, уметь свободно оперировать цитатами из изречений мудрецов и составлять собственные письменные комментарии, излагая своими словами мудрые мысли древности. Только тогда ученик считался подготовленным для сдачи государственного экзамена на получение чиновничьей должности и поступления на службу императорскому двору. Начало чиновничьей службы открывало путь к карьере, а следовательно, и к материальному благополучию. Именно эти стимулы и являлись главными аргументами для преодоления огромных трудностей в изучении китайской письменности.
Система государственных экзаменов в императорском Китае считается специфическим явлением китайской системы образования.
По закону к государственным экзаменам допускались представители практически всех слоев населения. В действительности только состоятельные люди могли подготовить себя и своих детей к сдаче государственного экзамена на грамотность и образованность.
В императорском Китае традиционно существовало три ступени государственных экзаменов на получение чиновничьих должностей: уездные, провинциальные и столичные. Выдержавшие первый, уездный уровень сдачи экзаменов получали первую ученую степень – «Cюцай». Только они имели право принимать участие в дальнейших государственных экзаменах и получить более высокие чиновничьи должности.
Провинциальные экзамены, экзамены второго уровня, проводились раз в три года в центральных городах провинций с большой торжественностью и под наблюдением опытных экзаменаторов. Успешно выдержавшие этот экзамен получали вторую ученую степень – «Цзюйжэнь». Обладатель этой ученой степени имел право приехать в столицу для сдачи экзамена на третий, высший уровень и получить звание «Цзиньши», высшее ученое звание в императорском Китае.
Этот экзамен проходил только в столице два раза в пять лет. Число выдержавших этот итоговый экзамен в целом по стране обычно составляло около 300 человек. Так, в 1890 году всего 328 сдали государственный экзамен на получение высшего ученого звания «Цзиньши».
Сдававший экзамен должен был наизусть приводить цитаты из конфуцианских канонов и комментировать тексты на основании определенных узаконенных источников. Чем больше приводилось точных цитат из классических книг, тем выше оценивалась работа. Излагая какую-нибудь мысль или рассуждение, соискатель обязан был сохранить древнюю фразеологию, избегая современных выражений и слов.
Чтобы как следует подготовиться к государственным экзаменам, этому обязательному испытанию для образованного человека на пути к почету, уважению и достатку, в феодальном Китае существовало большое количество государственных и частных школ, в которых с раннего возраста могли обучаться дети состоятельных родителей.
Обычная школа представляла собой отдельно стоящее здание, в котором был всего один класс, где занимались одновременно мальчики и юноши. Никакой общей программы занятий не существовало, каждому ученику давалось собственное задание, которое состояло в выучивании наизусть фрагмента из какого-либо древнего трактата. Задание повторялось учениками вслух, причем соревновательный дух школьников выражался в желании учить свой урок громче товарищей, поэтому в классе, по свидетельствам многих европейских исследователей, стоял невообразимый шум. Отвечать задание учителя нужно
было, повернувшись к нему спиной, чтобы не имелось возможности смотреть в текст, лежащий на столе преподавателя.
Экзамены длились несколько дней. Пока они продолжались, соискатели жили в специальном доме, где каждому была отведена отдельная келья, из которой нельзя было выходить, пока экзамен не закончен. Условия жизни в таких домах были весьма скромны и аскетичны настолько, что многие болезненные экзаменующиеся их не выдерживали.
Тот, кто прошел весь непростой путь получения ученых степеней, пользовался всеобщим уважением и имел возможность обрести хорошую должность, что было гарантией высокого социального положения и материального благополучия в феодальном бюрократизированном китайском обществе с мощным и влиятельным чиновничьим аппаратом государственной власти в Китае.
Из книги Л.С. Васильева "История Востока".
Система государственных экзаменов в императорском Китае считается специфическим явлением китайской системы образования.
По закону к государственным экзаменам допускались представители практически всех слоев населения. В действительности только состоятельные люди могли подготовить себя и своих детей к сдаче государственного экзамена на грамотность и образованность.
В императорском Китае традиционно существовало три ступени государственных экзаменов на получение чиновничьих должностей: уездные, провинциальные и столичные. Выдержавшие первый, уездный уровень сдачи экзаменов получали первую ученую степень – «Cюцай». Только они имели право принимать участие в дальнейших государственных экзаменах и получить более высокие чиновничьи должности.
Провинциальные экзамены, экзамены второго уровня, проводились раз в три года в центральных городах провинций с большой торжественностью и под наблюдением опытных экзаменаторов. Успешно выдержавшие этот экзамен получали вторую ученую степень – «Цзюйжэнь». Обладатель этой ученой степени имел право приехать в столицу для сдачи экзамена на третий, высший уровень и получить звание «Цзиньши», высшее ученое звание в императорском Китае.
Этот экзамен проходил только в столице два раза в пять лет. Число выдержавших этот итоговый экзамен в целом по стране обычно составляло около 300 человек. Так, в 1890 году всего 328 сдали государственный экзамен на получение высшего ученого звания «Цзиньши».
Сдававший экзамен должен был наизусть приводить цитаты из конфуцианских канонов и комментировать тексты на основании определенных узаконенных источников. Чем больше приводилось точных цитат из классических книг, тем выше оценивалась работа. Излагая какую-нибудь мысль или рассуждение, соискатель обязан был сохранить древнюю фразеологию, избегая современных выражений и слов.
Чтобы как следует подготовиться к государственным экзаменам, этому обязательному испытанию для образованного человека на пути к почету, уважению и достатку, в феодальном Китае существовало большое количество государственных и частных школ, в которых с раннего возраста могли обучаться дети состоятельных родителей.
Обычная школа представляла собой отдельно стоящее здание, в котором был всего один класс, где занимались одновременно мальчики и юноши. Никакой общей программы занятий не существовало, каждому ученику давалось собственное задание, которое состояло в выучивании наизусть фрагмента из какого-либо древнего трактата. Задание повторялось учениками вслух, причем соревновательный дух школьников выражался в желании учить свой урок громче товарищей, поэтому в классе, по свидетельствам многих европейских исследователей, стоял невообразимый шум. Отвечать задание учителя нужно
было, повернувшись к нему спиной, чтобы не имелось возможности смотреть в текст, лежащий на столе преподавателя.
Экзамены длились несколько дней. Пока они продолжались, соискатели жили в специальном доме, где каждому была отведена отдельная келья, из которой нельзя было выходить, пока экзамен не закончен. Условия жизни в таких домах были весьма скромны и аскетичны настолько, что многие болезненные экзаменующиеся их не выдерживали.
Тот, кто прошел весь непростой путь получения ученых степеней, пользовался всеобщим уважением и имел возможность обрести хорошую должность, что было гарантией высокого социального положения и материального благополучия в феодальном бюрократизированном китайском обществе с мощным и влиятельным чиновничьим аппаратом государственной власти в Китае.
Из книги Л.С. Васильева "История Востока".
@темы: Исторические справки
«Правители провинций, генералы армий и адмиралы флотов назначаются по результатам необыкновенной системы экзаменов, которая, кажется, как раз приспособлена к тому, чтобы избирать полнейшую неспособность. Расхищение казны, за чрезвычайно редкими исключениями, есть главнейшая цель всякого служащего, от высших чиновников до низших мандаринов. » (c)
То ясно, что как и многое другое хорошо работало только в теории...